Информация
Гражданская ответственность и патриотизм народа, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, – одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития Беларуси. Поэтому в настоящее время насущной задачей становится воспитание гражданственности и патриотизма. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь закреплены приоритеты воспитания в учреждениях образования. Стратегическая цель гражданско-патриотического воспитания – формирование не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.
В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания — формирование гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, любви к Родине и готовности к исполнению гражданского долга. Это многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия. Главная задача гражданско-патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
Особую актуальность в этой связи приобретают поиск и выработка эффективных форм, методов и приёмов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских качеств учащихся.
Вместе с тем сегодня нужны новые подходы и новый стиль работы с молодежью, позволяющие наиболее эффективно осуществлять воспитательное воздействие на ее социальную и политическую активность, служащие развитию гражданственности и патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание должно быть ориентировано на формирование воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе.
В содержании гражданско-патриотического воспитания учащихся интегрируются нравственные, правовые, политические и другие знания, ответственное отношение к обществу и самим себе, а также опыт социального поведения, позволяющего выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права.
Содержание гражданско-патриотического воспитания конкретизируется в его основных направлениях:
- обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями; осознанное освоение и принятие ими основных гражданско-патриотических ценностей;
- воспитание уважения государственной власти и закону, чувства любви к Родине и своему народу, развитие патриотических, национальных и интернациональных чувств;
- формирование готовности к выполнению своего гражданского долга, накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности.
Наш выбор в проведении воспитательной работы – не назидательные нравоучения и призывы, а реальное дело, которое позволило бы учащимся проявить себя в интеллектуальной, творческой, социально значимой деятельности.
Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Мы показали только часть работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Наши разработки и презентации. И надеемся на дальнейшее сотрудничество.